Авиационный инцидент. В смерч на параплане. Часть 1.
Автор: shtarev | Опубликовано: 06 Апрель 2012 | RSS | LINK
Авиационный инцидент (АИ) - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием. Другими словами: было очень страшно, но обошлось.
Парапланерная терминология
Во всем мире парапланеристы летают в горах. Это не просто красиво, а еще и удобно. Приехал на старт, ветер в лицо, походил, оценил погоду, разложил крыло, «встегнулся» в подвеску, поднял крыло, разбежался и улетел… Но в Подмосковье гор нет. Можно летать с помощью специальных лебедок: устройств, которые способны затянуть пилота вместе с парапланом на высоту около 400 метров. А дальше все как обычно: поиск восходящего потока, подъем до нижней кромки облака и красивый полет от потока к потоку, от облака к облаку, вдаль на многие километры или просто в районе старта…
Такие полеты называются «полеты в термических восходящих потоках». А бывают еще полеты «в динамике», в потоках обтекания. «Динамик» возникает, когда ветер дует на склон, отражается от него вверх и создает восходящий поток. Сила потока зависит от силы ветра и находится он всегда перед склоном. В таких потоках тоже можно летать, правда менее интересно: полеты только в одном месте, далеко не улетишь, отошел от склона, вылетел из зоны парения – идешь на посадку.
Для хорошего динамика склон должен быть крутым, но не обрывистым, высота склона должна быть более 100 метров (чем выше – тем лучше), ширина тоже должна быть порядочная, чем шире – тем лучше. А перед склоном на многие километры не должно быть ничего. В идеале – ровная поверхность, чтобы ветру было где разогнаться, и, чтобы не было турбулентности от всяческих объектов.
Так вот, нет в Подмосковье гор… И склонов нормальных нет. Есть холмики, обрывистые берега речек и прочая почти непригодная для полетов хрень.
Одно из таких мест – Загорская ГАЭС – один из берегов водохранилища гидроаккумуляторной электростанции. Вот это место:
Высота склона – чуть более 30 метров, перед склоном примерно 900 метров воды, сзади поле. Склон довольно пологий, но при западном ветре пригоден для полетов.
Преамбула
Прогноз на среду, 4 апреля 2012 года многообещающий: западный ветер, 5 м/с, порывы до 8 м/с. Ветер как раз «под ГАЭС». Обычно дует сильнее прогноза, но понять это можно только стоя на склоне. Поэтому решение принято: еду.
Время около 13:00, я на горке.
- Всем привет! Как летается?
Спрашиваю у пилотов, которых тут, несмотря на будний день, собралось человек семь.
- Турбулентно, часто просаживает, иногда сдувает, но можно и попарить.
Перевожу на русский: турбулентно, ветер переменной силы, которой хватает для создания устойчивого восходящего потока. А иногда ветер слишком слаб, чтобы держать парапланы в воздухе. Хотя бывают и усиления, при которых удержаться в зоне динамика нельзя: сдувает.
Раскладываюсь внизу горки, стартую, пара галсов вдоль склона, сажусь у подножия. Поднимаю крыло, раскинувшись над головой оно тащит меня вверх… Удерживаю его и поднимаюсь по склону. Зачем тащить крыло на себе, когда оно может помогать идти вверх?
Подуло сильнее, стартую, в небе три крыла, летаем! У подножия склона ветер не сильный и удержаться в небе непросто, да и турбулентность мешает.
Несколько галсов вдоль склона и посадка. А потом опять вверх по склону, старт, посадка…
Давно не летал, вроде все умеешь, но все равно заново привыкаешь к крылу, к ощущениям к воздуху к новому состоянию. Сейчас я – птица. Я ловлю крылом ветер и летаю в нем. Я обрабатываю неровности воздуха, пытаюсь как можно дольше удержаться в небе без каких либо источников энергии, только ветер, горка, крыло и пилот…
Отдохнул, попил чаю снова на горку. Ветер немного усилился, но пока все в порядке: летать можно и, наверное, посадок будет меньше, будет проще держаться в воздухе…