Автор: shtarev | Опубликовано: 06 Апрель 2012 | RSS | LINK

Пилот – я.
Крыло – Pro Design Jalpa (DHV-2).
Общий налет – около 200 часов. Из них на этом крыле – около 50 часов. В «сложную» погоду – около 100 часов.
Летаю с 2007 года, но так получилось, что за эти годы мой суммарный налет в динамике составил не более одного часа. В динамике я еще полный чайник.
Погода – ветер западный, фон 6, порывы до 10 м/с. Анемометра не было, поэтому за точность не ручаюсь.
Место – ГАЭС.
Время – около 15:00.

Художественное описание инцидента

Дует сильно, жду когда чуть-чуть стихнет. Стартую выше дороги, турбулентно, но терпимо. Летаю в ложке, вперед прохожу (воздушной скорости хватает), но акселератор давить страшно (слишком турбулентно). В воздухе я один, остальные внизу пьют чай. Высота над перегибом – метров 50.

Психологическое состояние – давно не летал, турбулентно, некомфортно, «борюсь с собой».

Принимаю решение о посадке: «еще один галс и посадка» и тут замечаю, что по льду водохранилища бодренько так ко мне приближается поземка и ее скорость явно больше той, с которой сейчас дует ветер. Времени на размышление – секунд пять. Решил не давить акселератор, а сместиться влево по склону, начал маневр весом и тут подошло усиление.

Заброс, высота подросла, ловлю крыло. Сдуваюсь назад и получаю сложение процентов 40 по правой консоли. Компенсирую, теряю набранную высоту и выгодную позицию, оказываюсь над перегибом на высоте метров 50. Крыло против ветра, но при этом меня с хорошей скоростью (оценить не могу, но быстро) тащит хвостом вперед.

Крыло пытается жить своей жизнью, ловлю, компенсирую, стараюсь держать курс.

Черт, я плохо помню ГАЭС. Помню, что поле довольно большое (потом посмотрел по карте, что всего 250 метров). Помню, что где-то в середине вкопан стальной столбик высотой в пару метров (бр…). Пытаюсь оглянуться назад, но мешают боковые шторки на очках, не могу оценить расстояние до конца поля.

Надо сливать высоту (ее около 30 метров), поле не бесконечно. Уши. Скорость крыла в начале режима падает, управления клевантами нет, крыло мечется над головой.

Потери высоты нет, скорость сдувания возросла, крыло бесится, мне страшно… Решение: открыть уши и бодаться с ветром дальше.

И тут я замечаю, что поле почти кончилось, за ним асфальтовая дорога, ЛЭП (0.4 кВ) и следующее поле. Высоты метров двадцать. Прикинул, что если ничего не делать, то прилечу как раз на дорогу с хорошей горизонтальной скоростью. Вдобавок, по этой дороге едет машина (Газель) и, по моим расчетам, я должен оказаться прямо перед ней!!! Не факт, что водитель тоже меня видит.

Дорогу буду перелетать. Под Газель не хочется, провода, скорее всего не перелечу, но, надеюсь, что окажусь под ними. Над дорогой сорву крыло и упаду за дорогой и перед проводами, либо, если высоты хватит, перелечу провода и сяду по ветру. Снег глубокий, простит.

Ситуация отвратительная и незавидная: сильный ветер, турбулентность (крыло пока удается ловить), дорога, провода. И, самое противное: непонятно, что с высотой. Пока меня держит, несмотря на то, что крыло периодически превращается в комок тряпок. А что будет перед проводами? А вдруг просадит?

Начинаю правый поворот. В момент начала поворота получаю еще один пинок от турбулентности: крыло «на ноже» перпендикулярно земле, правым ухом в землю, наполнено, высоты метров десять. Курс – юг (под 90 градусов к ветру, фига-се развернуло на 180 градусов за секунду). Шасси: режим жесткой посадки! Управление: доворот направо, на ветер.

Оставшуюся высоту трачу на поворот. Посадка на ноги перед дорогой. Крыло падает сверху, и я тут же хватаю его, чтобы не вырвалось (хватит, бл…, налетались).

Стою, с крылом в охапку, и вижу, как мимо меня проходит хо-о-роший такой смерчик диаметром метров пять. До меня до него – метров десять.

Так вот это кто меня вые..л!!! Это я еще легко отделался…

АИ: смерч на ГАЭС

Пока вы смотрите картинку-схему, я перевожу дух. Пока писал – как будто снова это пережил: чувство беспомощности перед стихией, действия, которых много, но они не приводят к разрешению ситуации, приближение дороги, газельки, проводов, понимание того, что симпатичный пушной зверь где-то рядом… Смотрит, улыбается… Сцуко…

Поднимаю руку и показываюсь спешащим ко мне пилотам: со мной все нормально! Жив, цел, орел!..

Выводы

Раньше считал ГАЭС относительно безопасным летным местом: если сдует – не страшно, сзади поле, пара кувырков по земле и все. На то, что поток может чуть дольше, чем ты хочешь, продержать в воздухе, не рассчитывал.

В динамике я летать пока не умею. Совсем. Буду учиться.

Надо было делать уши сразу, как только заметил усиление. Но я побоялся потери высоты, точнее очень не хотел в самый неподходящий момент оказаться в опасной близости от склона. Был не уверен, что до прихода усиления ветра получится спуститься.

Уши делать умею, но до этого делал их только в относительно спокойном воздухе и еще не сталкивался с тем, что на ушах параплан тоже дико плющит и страшно колбасит в воздухе. Почему-то казалось, что этот режим волшебным образом убирает турбулентность, вселяет в пилота уверенность, спокойствие и умиротворение: сделай уши и спокойно снижайся до земли… Был неправ. Был не готов бороться с турбулентностью в этом режиме полета. Осознал, что не умею летать на ушах. Буду учиться.

Очки не должны мешать видеть окружающую реальность.

Летное место лучше изучить до полета и прикинуть в голове развитие всех, наиболее типовых ситуаций.

Все-таки немного летать умею. В условиях сильной турбулентности смог справиться с управлением. Спасибо моим инструкторам, а в особенности Сергею Плеханову. Спасибо SIV-курсу.

Повезло. Видно я пока нужен тут. А могло и не повезти.

Самым умным посвящается

Никакого геройства не было, раздолбайства тоже не было. Погода была летной, но сильной. Периодические усиления ветра были, но вполне терпимые.

Комментарии запрещены.