Автор: shtarev | Опубликовано: 27 Март 2012 | RSS | LINK

2904 километра на автомобиле. Из города на полярном круге в город на Волге. С севера на юг. Из Азии в Европу без особой подготовки… Заголовков для заметки можно придумать великое множество. Взгляните на трек, даже в масштабах планеты он впечатляет:


путь Ратибора

Эту поездку уже можно назвать путешествием. Ведь на севере около Салехарда почти нет обычных дорог – только «зимники». Летом там проехать нельзя – болота, а зимой, когда все замерзает, открывается автомобильное сообщение.

Но обо всем по порядку…

Есть у моего отца друг. И есть у него хобби – путешествовать по просторам нашей необъятной Родины на автомобиле. Причем не просто путешествовать, а посещать такие места, куда кроме как на гусеничном тракторе и не проедешь.

Разумеется, автомобиль у него соответствующий его запросам. А точнее даже не так: ему пришлось превратить хобби в профессию – начать строить такие автомобили, которые могли бы удовлетворять его требованиям. Чтобы и по обычным дорогам мог спокойно ездить и с дороги свернуть.

Только для себя строить автозавод накладно, поэтому эти машинки пусть и «ограниченным тиражом», но доступны всем. Точнее тем, кто готов заплатить сумму от 1.500.000 рублей за автомобиль, сертифицированный по всем строгим Российским нормам…

Это так, «вода», для понимания происходящего. А суть вот: меня пригласили в поездку. Нужно было забрать машину из Салехарда, которая приехала туда на тест-драйв (проделав маршрут от Саратова через Челябинск, Сургут и Новый Уренгой до Салехарда), и которую приобрел покупатель из Москвы. Путь «Ратибора» (так зовут эту машину) пройдет из Салехарда в Саратов, на завод, где ее делали, на техобслуживание, а затем в Москву, в руки счастливому обладателю.

Моя роль – помощник во всем, второй водитель, полноценный участник автопробега. Время на принятие решения у меня было. Один день… Его я потратил на покупку хороших теплых ботинок, нового термобелья и билетов в Салехард: когда еще представится возможность посетить явно не туристический север нашей страны…

Оставшееся время я потратил на чтение вот этого: http://apex.ru/apex/ru/articles/o_29580. Спасибо ребятам за описание.

В самый первый день весны 2012 мы вылетаем из Москвы в Салехард. На самолете это каких-то три часа. Погода – класс: солнечно, не холодно, фотографирую Северный Урал:

Северный Урал с самолета

И переправу через Обь между Салехардом и Лабытнангами:

Переправа через Обь: Салехард-Лабытнанги

Получаем багаж, «отшиваем» таксистов, которые хотят за 15 километров пустой дороги взять 800 рублей, находим водителя, который за разумные деньги соглашается вести нас до нашей машины.

Фотографировать и смотреть достопримечательности некогда, план такой:

  1. Добраться до машины.
  2. Купить запчасти, расходники и инструмент в дорогу.
  3. Проверить машину перед поездкой.
  4. Купить продуктов в дорогу.
  5. Купить топлива (следующая хорошая заправка где-то через 700 км).
  6. Выдвинуться на маршрут и проехать хоть сколько-нибудь километров до первой ночевки.

Машина ждет нас в гараже. Поворот ключа и Ивековский дизель послушно затарахтел. Проверка давления в шинах, Здесь тепло, поэтому ставим 1.2 атмосферы, на морозе давление в шинах будет меньше. Покупаем расходники: тосол, масло и инструменты. Нам нужны канистры для топлива, а их нигде нет… Спасибо добрым людям – дарят нам старые емкости из-под тосола: есть 40 литров. В магазине покупаем питьевую воду в восьмилитровых бачках, поливаем елочки у входа и получаем еще 24 литра под так нужную нам солярку.

Итого у нас есть: два бака по 40 литров каждый, которые в машине штатно, еще один дополнительный 100-литровый бак, топливо из которого перекачивается электронасосом в основной бак и еще емкостей на 64 литра. Должно хватить.

Солярки надо брать с запасом. Хоть дизель и не особо прожорливый, надо помнить о том, что работающий двигатель в условиях севера – это тепло в машине, а остановившийся двигатель на морозе в минус 30, ночью в пургу, когда до ближайших людей сотни километров – это смерть. Запас карман не тянет.

Цены на продукты забавные: что-то как в Москве, а что-то шокирует: маленькая пластиковая банка соленых огурцов – 300 рублей!!! Нафиг! Будем есть квашеную капусту, она не менее вкусная, а стоит в три раза дешевле…

Уже стемнело, продукты в машине, топливо там же, навигаторы включены и дорога найдена. Вперед! Машина уходит с асфальта на зимник минуя КПП. Здесь положено отмечаться: что за машина, сколько в ней человек, куда едет. Чтобы МЧСу было понятно, сколько человек спасать случись что.

Как я и говорил, летом на юг дорог нет. Дельта Оби – сплошные болота. Но зимой они замерзают и, по проложенным гусеничной техникой дорогам, может ездить техника колесная. По краям дороги – вешки, чтобы не сбиться в метель. Это сейчас бортик дороги видно, но как только начинается снег – все пространство превращается в белую пелену.

По зимникам лучше всего ехать ночью: фары высвечивают каждую неровность, да и края дороги хорошо видны. Днем все гораздо сложнее.
Проехали примерно 100 км. Светят звезды и вышки мобильной связи: линий электропередач тут нет, вышки питаются от генераторов. Решаем лечь спать, чтобы завтра встать пораньше. Находим стоянку (мы на ней одни, ура), тушим свет, раскладываем передние сидения и отключаемся: день был непростой…

Подъем в 6:30. Умылись, чаю попьем позже, выдвигаемся.

Еще темно, за бортом минус 30 градусов, на дороге никого, движемся медленно: надо прогреть масло в мостах и амортизаторах. Сюрреализм: некрашеные сараи, ржавые железки, снег и яркие баннеры на административных зданиях.

Северная деревня близ Оби
Скоро выборы

Не менее сюрреалистично выглядят дорожные знаки и указатели населенных пунктов. Да, сейчас это автодорога, но ведь летом здесь болото и вода… Всплывшая Атлантида… Интересно, а знаки потом забирают или они стоят, удивляя рыб и диких зверей?

зимник

Сегодня нам предстоит проехать основную часть пути по зимникам – километров пятьсот. Светает, навстречу попадаются самые разные машины: от стареньких «Копеек» до двухсотых Land Cruiser-ов. Лидируют грузовики. Их больше всего. Кто-то считает геройством выйти из дома в сорокаградусный мороз, а для местных – это обычная жизнь.

Здесь действуют неписаные правила – увидел стоящую машину, остановись, спроси: не нужна ли помощь? В ответ улыбнутся и скажут: «- нет, спасибо, просто остановился отдохнуть» или «- у вас предохранителя на 10 ампер не найдется? - Вставьте монетку в один рубль – включится ваш вентилятор «печки»…
Стоящая неработающая машина на таких температурах промерзает мгновенно, лесов тут нет, а до ближайших кустов, которые хоть как-то могут гореть и не дать умереть от холода несколько километров от дороги по глубокому снегу…

Взаимовыручка тут не праздное слово. Проезжаем крест рядом с дорогой… Кого-то не успели спасти…

В «крупных» населенных пунктах встречаются снегоходы. Это «Бураны». Современные двухлыжные модели здесь пока не прижились: поломка лыжи вдали от трассы – неуправляемость снегохода и смерть от холода, а буран может ехать на гусенице и со сломанной лыжей. Медленно, но дотянет до дома. А может просто народ здесь небогато живет…

Бураны

Оба! Нано-био-технологии!! Живой снегоход, одна лошадиная сила, крутящий момент немеряный (его, в смысле, не мерял никто). Один только за всю поездку встретился, видно, новая разработка, опытный образец…

одна лошадиная сила

За разговорами приезжаем в…

Мужи

Специально выделил трубы котельной – смотрите наверх, там местная достопримечательность.

А КПП – это не въезд в Мужи, а выезд на зимник. Фотографирую схему:

схема автозимних дорог Шурышкарского района

Наш путь лежит в «Теги». Улыбаюсь про себя: на въезде будет знак <Теги>, а на выезде </Теги>. Кто знает HTML – шутку юмора поймет.

Погода налаживается, светит солнце, жара (-15), останавливаемся на берегу реки искупаться, пообедать.

на берегу реки
обед на берегу реки

Хорошо у дороги высокие насыпанные борта из снега: на ярком солнце дорога сливается с просторами снега, солнцезащитные очки – это необходимость, а не понт.

Ширина дорог местами удивляет – навскидку пять полос. Зачем? Качество покрытия тоже везде разное – есть укатанные участки, по которым едется быстро, а бывает невидимая «гребенка», где приходится держать скорость 30 км/ч и то трясет страшно. Вот, например, участок дороги, с виду – гладь, но под слоем свежего снега спрятались те самые неровности:

зимник - хайвей

Да, у нашей машины большие неподрессоренные массы, на «гребенке» по скорости она проигрывает машинкам с независимой подвеской: нас обгоняют даже «пузотерки», правда некоторых из них потом приходится вытаскивать из снега.

А тем временем по краям дороги проявляется нормальный лес: мы уже не на крайнем севере, но до шика и гламура еще по-прежнему далеко:

кафе
вход в заведение общественного питания

Звонить по телефону не стали, еда у нас и так есть, катимся дальше на юг. Подъехали к городу Березово (привет Сергею Собянину), остановились поговорить с дальнобойщиками о дальнейшей дороге и сверить маршрут с навигатором.

Дело в том, что зимники, которые обозначены на навигаторе, делают не каждый год. Поэтому обозначенной на карте дороги в реальности может не оказаться. Надо спрашивать у тех, кто знает, кто ездил именно в этом году.

Водители «Уралов» начинают рассказывать как проехать, но в этот момент к нам подъезжает Land Cruiser, из него выходит какой-то человек и начинает рассматривать нашу машинку. Подходит и оказывается «самым-главным-начальником-по-обслуживанию-зимников». У него и узнаем маршрут, а заодно узнаем, что на местном диалекте город Екатеринбург называют «Катей». На первом попавшемся листе бумаге быстро появляется схема:

еще одна схема дорог

Сравниваем нарисованную схему с картой в навигаторе, отвечаем на стандартные вопросы о том какой у нас двигатель и сколько он жрет солярки, раздаем рекламные буклеты и в путь.

Останавливаемся сфотографировать закат.

закат у Березово

И тут же рядом с нами останавливается другая машинка, из нее вылезает штук пять женщин и устраивают фотосессию с нашей машиной. Они едут с какой-то «корпоративки» и слегка нетрезвы… А водитель слегка грустный…

- Вы Камаз едете спасать?
- Какой Камаз?
- Ну, у вас машина такая… Вы не из службы спасения?
- Нет, мы просто катаемся тут у вас… А что с Камазом?
- Да ничего, просто вылетел с дороги и перевернулся….

Дорога ровная, скорость под 90 км/ч, останавливаемся у перевернутого Камаза, помощь не нужна, все живы, водитель не справился с управлением, и груженая машина, подпрыгнув на трамплине, улетела с дороги и перевернулась. Скоро за ним приедут, а наш путь лежит дальше на юго-запад.

Камаз спит на боку

После города Игрима начинаются технологические дороги Газпрома. Они проложены вдоль труб, начинается хоть какой-то рельеф – Уральские горы уже близко.

Дороги, вроде, для всех, но один раз видели шлагбаум с табличкой. Интересно, а как быть, если он будет закрыт?

Попадаются прямые участки, ровные как стрела, по плитам машина летит, стыков не замечает. Местами дорога петляет по лесу, а иногда напоминает укатанный зимник. Что там под снегом?

Окончательно стемнело, мы в пути уже больше 15 часов, пора искать место для ночлега. Сворачиваем с дороги в заброшенный карьер, поднимаемся на гору и выходим из машины. До дороги метров сто, нас не видно, пьем чай и спать. За этот день мы проехали почти 600 км.

С рассветом снова в дорогу. По плитам легко держать скорость 90-100 км/ч, машин почти нет, северный участок маршрута кончился вчера, сегодня нам предстоит перевалить через Уральские горы из Азии в Европу. Настроение бодрое (особенно после того, как умылись снегом). Вперед, нас ждут новые приключения!

зимники кончились, едем вдоль трубы

Югорск, заправка, надо бы позавтракать. Угадаете, что я делаю?

надо бы позавтракать

После Югорска уже асфальт, но есть участок дороги, примерно километров 40 длиной, на границе Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа, где этот самый асфальт разбит до такой степени, что ехать быстрее 40 км/ч не получается. При этом постоянно маневрируем, объезжая гигантские ямы.
Ну почему так: если граница – значит ничейная и никому не нужная зона…

Ивдель. Время смены водителей. Сворачиваем к первому большому кафе. Тут есть горячая вода! Идем умываться и замечаем следы масла на правом заднем колесе… Черт! Масла много. Домкрат. Инструмент (вот он и пригодился). Снимаем колесо. Понятно, масло течет из-под сальника, но почему? Разбираем ступицу…

Подходят отдыхающие дальнобойщики: «что случилось, нужна ли помощь, …сколько жрет/прет/стоит…».

Обычная стоянка перед кафе, обычный срач, НУ ПОЧЕМУ МЫ ГДЕ ЖИВЕМ ТАМ И СРЕМ?! Нахожу кусок картонки, аккуратно складываем на него снимаемые с машины детали. Ступица, полуось. Причина потекшего масла видна: внешний ступичный подшипник. Он в хлам. Почему – дома будем разбираться, а сейчас его надо найти, запасного у нас нет. Я остаюсь разбирать машину дальше, вытаскивать из смазки куски железа и мыть это все в солярке, а владелец машины отправляется искать так нужную нам запчасть.

Емкость для промывки найдена почти сразу: придорожный срач – кладезь полезного. Недостающий инструмент взят у водителя тягача (спасибо Павел), припаркованного рядом. У него проблема серьезнее – что-то с двигателем. Здесь его никто не починит, и он уже третьи сутки дожидается машины, которая отбуксирует его в Екатеринбург, в грузовой сервис.

Ступица разобрана и промыта в полевых условиях. Делать нечего, съедаю банку консервированного муксуна (рыба такая, вкусная очень). Теплая куртка заменена на теплый свитер. Он, по крайней мере, серый и на нем не видно следов грязи. Жаль не сделал это раньше – теперь новая куртка уже не новая…

В этом городе обнаружились магазины (!) грузовых запчастей, но подшипник ступицы для ГАЗ-66 найти в них не удалось. Зато во дворе одного из домов обнаружился сам ГАЗ-66. Владелец разрешил снять ступицу: все равно машина стоит уже много лет без движения – забирайте, что хотите, денег не надо…

Старый-новый подшипник ржавый, но живой. Промыл в солярке, смазал, вставил в нашу ступицу, заложили смазку, установили на место, последний штрих – шесть колесных гаек и все, можно снимать машину с домкрата!

Потеряли несколько часов, из них непосредственно на ремонт – около часа, остальное – поиски нужной запчасти.

Аккуратно собираю грязные тряпки, картонки и куски металла, выбрасываю в контейнер для мусора. Он стоит рядом, но почему-то пустой. Видно лень соотечественникам пройти несколько шагов. Гораздо проще выкинуть бяку просто открыв дверь…

Люди, давайте не будем свиньями!

Едем аккуратно. Слушаем подшипник. Все тихо, не гудит. Радуемся, что сломались именно тут, а не на зимнике. Что сейчас минус пять, а не минус 30. Хотя минус пять сейчас не лучшая температура – на дороге гололед. Тонкий слой льда, выглядит как мокрая дорога, но на самом деле это каток.
Железнодорожный переезд. Крутой поворот. С этого самого поворота, проехав прямо, не сумев повернуть на льду, стоит TLC-90 с прицепом, в прицепе снегоход.

«Улетевшую» машину пытается вытащить Mercedes G-klasse, но, замечая нас, и узнав, что мы тоже не против помочь, владелец Геленвагена уезжает по своим делам.

И кто придумал огораживать крутой поворот столбиками? Нет, я не против столбиков, но почему они сделаны из рельсы? Да еще и забетонированы. Были бы деревянные – была бы потеря бампера, а так бампер, оба радиатора, рычаги подвески, колеса смотрят друг на друга… Хорошо еще, что двигатель цел.

Ратибор вытаскивает джип

Вытаскиваем. Больше ничем человеку помочь мы не можем. Ему понадобится большой эвакуатор, чтобы забрал и машину и прицеп со снегоходом. Не было бы этих столбиков – человек поехал бы дальше.

Ратибору гололед нипочем – его шипованые колеса цепко держатся на дороге, а вот встречных машинок мы боимся: не дай бог вылетит из поворота нам в лоб.

Темнеет… В этот день мы рассчитывали проехать гораздо большее расстояние, да и Уральские горы хотелось посмотреть при свете дня.

Уже в темноте подъезжаем к горам. Кстати, а где горы? Они есть, но они низкие и маленькие. Думали, что горы будут выше…

Пробило 23 часа, время искать стоянку. Вряд ли мы найдем в маленьких горнодобывающих городках гостиницу, поэтому действуем по проверенному алгоритму: находим примыкающую дорогу, по которой давно не ездили, съезжаем на нее, забираемся в гору и останавливаемся. Нетронутый снег, светит луна, горы, лес, дорога где-то внизу…

ночевка в Уральских горах

- Знаешь, Александр, почему у нас подшипник сломался?
- Ну, версий много…
- Нет, все не так. Потому что мы до сих пор не сделали глинтвейн!

Еще в Салехарде мы купили все для глинтвейна: вино, сахар, мандарины, корицу и гвоздику, но так как движение по маршруту шло в режиме гонки, то перед каждой ночевкой хотелось просто разложить сиденье, упасть на него и отключиться. А сейчас силы еще остались.

Котелок на горелку, вино в котелок, синее пламя согревает и плавит окрестный снег. Он не чернеет, как на заправке в Югорске, где мы кипятили воду для чая, он просто превращается в дистиллированную воду. Чистый уральский снег. Апельсинов и яблок в Салехарде не было – в горячее вино кидаем дольки мандаринов, корицу и гвоздику, еще греем, все, готово, разливай!

Тепло разливается по всему организму, здорово: ночь, луна, снег, горы, дорога внизу, многие километры пути позади, еще многое предстоит преодолеть, но дальше уже просто. Уже цивилизация. Хотя в головы приходит идея – не ехать всегда по асфальту, а срезать небольшой крюк.

Еще по кружке, помыть котелок, убрать горелку, остатки еды и спать. Утром увидим это:

рассвет на Урале
елки-палки

Мы в горах. Красота. А еще очень скоро мы будем фотографировать машину на стыке двух континентов. Стелла рядом с дорогой, к ней подходит дублер: из Азии в Европу «кирпич», а из Европы в Азию ехать можно.

граница континентов
на Ратиборе из Азии в Европу
все фотографируются тут - и я буду

Монумент, как обычно, исписан: «Киса и Ося были здесь»…

Дальше тоже были интересные моменты:

ГАИ в Горнозаводске
Кунгур
просто красиво, да и погода хорошая

Погода – песня: солнышко, яркий снег… Воскресенье 4 марта. Страна выбирает нового-старого Президента, а мы сворачиваем с асфальта на проселок. Он укатан и по нему спокойно идется 80 км/ч. Здорово, нафиг делать крюк, если тут такие «автобаны»?

Ни одной машины, проезжаем первую деревню, за ней снова «автобан». Летим. Эта автомагистраль на навигаторе отображается как проселочная колея. Фигасе, колея!

Халява кончается. При выезде из следующей деревни обнаруживаем три дороги: две «не туда», а третью расчистил трактор на ширину своего скребка. Ладно, едем. Сначала все ок: дорога повторяет карту с точностью до нескольких метров, но через некоторое время уходит вбок. Ладно, едем, может речку по другому проехать решили. Въезжаем в лес. Берем несколько крутых подъемов и спусков…

срезаем крюк через лес

… и приезжаем на вырубку.

Дальше дороги нет. Хотя есть вариант взять гусеничный трактор (а они стоят прямо тут и их три штуки) и проложить дорогу туда, куда хочется.

трубадерево или деревотруба, там таких много было

Время есть, беспределу – нет, разворачиваемся и пробуем другие дороги. Одна из них приводит к нефтекачалке и обрывается, вторая поступает также, но! Дорога дальше есть, правда нерасчищенная и снегу на ней почти по колено.

Впервые за всю поездку нам пригождаются внедорожные качества Ратибора. Понижайка, блокировка, вперед! БТР-овские колеса гребут снег, машина едет по полю, спускаемся к речке, там лед? Какова глубина? Это препятствие надо брать с ходу, газ! С небольшим заносом проходим речку. Поле, дорогу когда-то все же чистили, видны бортики, но сейчас поземка намела снег, некоторые языки которого явно глубже полуметра, да и еще путь в гору… Газ, третья, вторая, первая передачи сменяют друг-друга, коробка четко переключается, трехтонный агрегат прет в гору почти не буксуя. Гора взята! Еще раз вниз и снова выскакиваем на проселочный автобан.

Летим по нему, проезжаем еще одну деревню, из которой выходит… Тракторная колея. Где-то мы уже это видели… Но на соседней горе, судя по навигатору, уже асфальт, и колея идет куда надо. Едем. Снова речка шириной метров семь. Брод. По нему ездили, лед был сломан и снова застыл. Несколько слоев льда. Глубина неизвестна, впереди нет деревьев (а лебедка у нас только спереди). Воскресенье. Вечер. Если утонем – копаться долго и за трактором бежать некуда…

Но и назад дороги нет – снова по снежному полю и горкам как-то не хочется.

Удача улыбается храбрым. Грань между дураком и героем тонка. Получилось – герой, утонул – дурак.

Вперед. Я смотрю за тем, как машина медленно въезжает на лед, готовый дать команду «задний ход». Х-р-ррр… Газ! Вперед!! Задними колесами машина проваливается в воду, но передняя шипованная зубастая резина вытаскивает ее из речки. Ура-а-а-а!!!

Впереди асфальт, столбик с местным нулевым километром и красивый закат.

нулевой километр
Ратибор, разрушеный дом и красивый закат

Дальше было просто: дорога, город с забавным названием «Куеда».

- Ты где?
- В Куеде!

Понимаем, что выключаемся за рулем… Гостиниц, поблизости нет, а искать подальше лень, стоянка у кафе, местное башкирское пиво перед сном, окончательно выключаемся, спим…

Пятое марта, понедельник, мне до Самары, тут я сойду с маршрута – работа ждет, а Ратибор поедет дальше в Саратов. Самолет у меня вечером, но об этом я узнаю уже в гостинице. В нормальной такой гостинице, с душем и горячей водой, с кроватью, в которой можно вытянуть ноги. С интернетом, а большего мне сейчас и не надо. Надо только по Самаре еще погулять, я тут ни разу не был.

памятник штурмовику Ил-2 в Самаре

Любую машину примеряешь к себе. Купил бы я Ратибора? Сейчас нет. Мне пока не нужны его выдающиеся внедорожные качества. Мне достаточно иногда съехать в поле с дороги, а для этого подойдет почти каждый «паркетник», надо только резину типа АТ поставить.

Хотя если когда-нибудь захочу всерьез покататься по России-матери: на Байкал, во Владивосток, по горам, по дорогам и без них – я обязательно вспомню про эту машину. Она проедет там, где многие даже и не подумают ехать. А это серьезно расширяет границы путешествия.

Спасибо Жерновому Сергею Всеволодовичу за то, что взял меня в эту поездку.

GPS-трек в формате GDB. (Салехард - Самара)

6 Комментариев. Прокомментировать

  1. Олеся П
    22:44 27 Март 2012

    Очень здорово! Прочитала все. Молодец, Саша.

  2. Оля Полевая
    2:40 29 Март 2012

    Саша, прочитала от первой до последней буквы, не отрываясь! Интересно живешь! Продолжай в том же духе! Супер.

  3. Куринный А. С.
    0:10 02 Апрель 2012

    Прочитал на одном дыхании - класс. Тоже бы прокатился так с удовольствием

  4. Александр
    17:44 05 Апрель 2012

    Только что прочитал в апрельском “ПП” статью “В гости к мамонту”, и тут раз - и продолжение!
    Только автор статьи, А.Фаробин, представлял, что хозяин “Ратибора” будет использовать его в Салехарде, а вот как хитро вышло! В первопрестольную покатился, значит.

  5. Андрей Ксенофонтов
    16:36 23 Август 2012

    Согласно статьи очень интересная машина. Надо попробовать в Якутии при -40-55 Цельсия.Хочеться проверить при морозе как работает его ходовая часть.А то здесь никакие ходовки не выдерживают постоянного мороза.

  6. shtarev
    20:36 27 Ноябрь 2012

    Специально для северных условий эксплуатации для этой машины делаются другие амортизаторы. Этот вопрос уже проработан, подробности будут (или уже есть) на официальном сайте Солитона.